.

вторник, 30 сентября 2014 г.

Работа над словарными словами

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов


Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. 

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"? 


Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... 

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов. 

Важно помнить:  Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.

1. Чтение слова ребенком. 

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса. 

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом. 

5. Запись слова в орфографический словарик. 
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова. 

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). 

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород). 

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать). 

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам; 
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи; 

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими. 

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). 

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий