18 марта 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова - русского композитора, педагога, дирижёра, общественного деятеля, музыкального критика; участника «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). В воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени». Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.
В 6 лет началось его домашнее
обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами,
музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше
нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал
сочинять свои первые музыкальные произведения.
В 1856 году отец отдал
мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у
будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с
операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки — «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Затем появился интерес
к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно
любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. Чувствуя
необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у
пианиста Ф. А. Канилле.
В 1862 году умер отец, и семья
Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору
Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его
кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и
эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал
называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и
самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев
руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные
композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.
Под влиянием и руководством
Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение
Римского-Корсакова — Первая
симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии
существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над
сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая
часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».
Этой же весной Николай с
отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865
год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем
в экспедиции к
берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран —
Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на
клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение,
появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой
симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на
время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее
воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в
своих произведениях посредством оркестровых красок.
Вернувшись из путешествия,
Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он
знакомится с его новым участником — химиком и начинающим
композитором А. П. Бородиным,
с кумиром кружка А. С. Даргомыжским,
с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и
с П. И. Чайковским.
По настоянию Балакирева
Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие
трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта
партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена
в 1865 году под
управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических
партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским
народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального
колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его
творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких
сочинениях как «Увертюра на
три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867).
Этапным произведением
композитора стала музыкальная картина «Садко»
(1867, позднее её музыка
будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных
сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций
европейского программного симфонизма — прежде
всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно
повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений
Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.
В «Садко» Римский-Корсаков,
которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки;
здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму
Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики
фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые
композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую
стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера»,
операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).
Программно-сказочное начало
получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в
1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной
сказки Осипа Сенковского.
Премьера сочинения состоялась в 1869 году на
концерте Русского музыкального общества.
В конце 1860-х годов
Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает
Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Ратклиф» и
заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному
жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он
заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на
пианистке Надежде Пургольд.
В 1870-е годы границы
музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской
консерватории, где преподавал классы практического сочинения,
инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров
Морского ведомства, с 1874 по 1881 — директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная
с 1874 года композитор занялся
дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных
спектаклей.
В середине 1870-х гг.
Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники.
Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном
образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до
мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения,
как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио»,
увертюра «Светлый
праздник».
Начиная с 1882 года
Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883—1894 годах он также
был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1886–1900 годах
постоянный дирижёр «Русских симфонических концертов».
В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной
академии.
В начале 1890-х годов был
некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал
философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из
своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную
интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Во время революционных событий 1905—1907 годов Римский-Корсаков
выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил
действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в
консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены
руководства. В 1907 г. член Комитета по организации «Исторических русских концертов» в
Париже, принял в них участие как дирижёр и композитор.
Умер 8 [21] июня 1908 года
от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь
находится мемориальный
музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две
реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В
1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий